Любовь должна быть с правами на… свободу личности! А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии — считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита (удовлетворение потребностей) и личностный рост.
Он выдел характеристики человека, ориентированного на рост, то есть устремленного к вершине известной пирамиды потребностей:
- способность реализации собственного потенциала,
- большая самодостаточность,
- меньшая зависимость от чужого мнения, одобрения окружающих, признания собственной значимости со стороны других людей,
- меньшая потребность в разных отношениях, тем более — не приносящих удовлетворения,
- восприятие людей не с позиции полезности (использования), а с позиции уникальности каждого человека.
Таким образом, эти личности руководствуются не социальными факторами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви — бытийную и дефицитарную.
Дефицитарная любовь предполагает восполнение с помощью партнера некого дефицита в предыдущем периоде жизни. Так, например, в жене супруг надеется найти принимающую и опекающую «маму», если в детстве ему не хватало проявления материнского тепла и признания. Женщина, недополучившая отцовского внимания, желает, в свою очередь, встретить такого спутника, который будет надежным, сильным и к тому же сумеет окружить ее участием родителя. С такими притязаниями друг к другу трудно выстраивать семейные отношения, ведь в брак вступают мужчина и женщина, а не «мама» и «папа». Родителями они должны стать для собственных детей, а в супружеских отношениях паре стоит выбирать другие приоритеты. Заимствование ролей не укрепляет, а разрушает брак. Жена никогда не станет для своей половины полноценной «матерью», а муж «отцом», но если вдруг станут, то только на свою беду. Разве может мужчина вступать в сексуальные отношения с «матерью» и наоборот? В нашей культуре это жестко порицается. Так начинаются поиски новых острых впечатлений и связи на стороне. Супруги отдаляются друг от друга, как когда-то в подростковом возрасте они уже отдалялись от родителей.
Для бытийной любви, отмечает Маслоу, характерны, независимость, автономность, минимум ревности и тревоги-враждебности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость. Именно заботливость, основанная на уважении личностных границ и индивидуальных особенностей, а не родительская опека и контроль с санкциями за неоправданные ожидания («почему пошел?», «когда придешь?», «опять не сделала?» и т.д.). Это не означает, что нам не следует быть обязательными и ответственными, или что мы не можем спрашивать, обозначать собственные рамки, выражать недовольство и даже гневаться. Истинное уважение подразумевает и ответственность, и обязательность, и понимание того, что эмоции нас охватывают порой разные. Не подразумевает оно только диктатуру: любовь любовью, но еще пусть будут и права человека!