Кризис 7-ми лет часто называют «мягким», то есть для родителей он проходит как-то «незаметно». Что ж, если так, то за родителей можно порадоваться. Похоже, они молодцы: с задачами предыдущих испытаний справились успешно. Это не лести ради похвала, а искреннее признание заслуг — и детских, и родительских, но родительских все-таки больше. Для ребенка это естественные эволюционные задачи, а для родителей — еще и очень трудоемкий, разноплановый и ответственный процесс по созданию условий для их успешного решения.

Прежде чем говорить про самый «незаметный» кризис, оглянемся назад. Психика ребенка с 3-х до 7-ми лет преодолевает колоссальный этап развития. По интенсивности с ним сравнится разве что первый год жизни. Ведущей психической деятельностью в этот период является ИГРА.

Для развития психики (внимание: не ног, рук и даже не ума, а именно психики в целом) требуется игра. Игра для детей — это исследование. Альберт Эйнштейн метко резюмировал, что «решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры». Психологи с ним полностью согласны и очень скептически смотрят на модную нынче одержимость растить малолетних гениев. Если пятилетний «ученый» приводит вас в умиление знанием законов Ньютона или формул из таблицы Менделеева, но при этом не умеет ни присоединиться к игре сверстников, ни организовать собственную игровую деятельность, то с Ньютоном и Менделеевым надо как-то заканчивать. Давно подмечено, что поспешишь — людей насмешишь да еще и наплачешься.

 Именно с 3-х до 7-ми лет дети нормативно приобретают базовый коммуникационный, эмоциональный и социальный опыт.

Комплекс психологической готовности ребенка к школе определяется именно этим опытом, а не количеством прочитанных слов в минуту! Маркеры слабой подготовки — это неумение общаться с одноклассниками, плохая успеваемость, драчливость и другие признаки «плохого поведения».

Обычно ребятишки из подготовительной группы с желанием и интересом ждут 1-е сентября. С одной стороны, сказывается бессознательный стимул к развитию (к обретению более весомого статуса школьника). С другой стороны, перспектива новизны всегда манит маленького исследователя. Вопрос в том, как он будет себя чувствовать, когда это новое превратится в повседневную реальность…

Переход в школу знаменует смену ведущей психической деятельности, когда игра передает пальму первенства УЧЕНИЮ.  Давайте посмотрим на период начальной школы сквозь психологическую призму. Что же происходит с психикой?

1. Во-первых, с психологической точки зрения, это начало весьма амбивалентного (двойственного) возраста.

  • Школа ставит ребенка в некоторую задумчивость, требуя более сложных навыков общения с социумом и со сверстниками. Жизнь отныне подстроена под школьное расписание, статус и социальная структура отношений изменились (ребенок — учитель; ребенок — одноклассники). Оба фактора неизбежно влияют на структуру личности. Психика формирует манерное, демонстративное поведение — за манерностью скрывается внутренняя жизнь. Так ребенок научается скрывать от социума свои эмоции и контролировать свои проявления.
  • Логика и мышление взрослеют, но наивность по-прежнему остается. Мышление формируется по мере того, как ребенок осваивает научно-моральное достояние общества. Родители уже могут меньше — большую роль играет окружение. Важно, что ребенок очень чуток к различным эталонам, и теперь, если учитель нарушает нормы, ребенок их тоже нарушает. (Хотя и с родителей ответственность не снимается!).
  • Строятся индивидуальные особенности мышления, улучшается память и ее использование.
  • Появляется метапознание (знание о своих психических особенностях).

2. Во-вторых, развитие психики происходит на фоне активных анатомических и физиологических процессов, и здесь также наблюдается амбивалентность:

  • лобные доли, отвечающие за регуляцию деятельности, достигают своего пика развития, но процессы возбуждения по-прежнему превалируют;
  • наблюдается активный период роста физической активности и выносливости, но утомляемость все равно высокая (детям бывает сложно выносить сидячие кружки после школы);
  • идет половое созревание;
  • развиваются связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий, укрепляется нервная ткань;
  • увеличивается объем мозга;
  • рост тела достигает 5-7 см в год, растут зубы.

Для ребенка все это энергетически затратно, но естественно, поэтому в психологическом контексте начальные классы — все-таки довольно спокойный возраст. У родителей (в подавляющем большинстве случаев) есть время заняться саморазвитием — было бы желание. Если желание есть — здорово. Меньше неожиданностей преподнесет следующий кризис, который уж никак не подходит под определение «мягкий»!