Кризис трехлетнего возраста по-научному называется сепарационным, а в обыденном словаре известен как кризис «Я сам!». Это очень яркий и очень непростой период. Лучше сказать, один из самых сложных и важных.

В психологии личность — это осознание себя и своих отношений с миром.

Три года — это нормативное время психологического рождения, рождения личности, когда человек сам себя начинает определять как некую самость, отличную от других. [Есть «Я», и Я чувствую и переживаю, воспринимаю, представляю и т.д. отлично от других. Я не такой, как другие, могу хотеть чего-то иного, чем другие и т.д.]

Попробуем поразмышлять на тем, где место «Я», какая часть меня называется «Я». Есть тело, руки, ноги, голос… Где же Я?

Примерно с 2,5 лет ребенок начинает осмысленно употреблять местоимение «Я» (в грамматике «Я» — это местоимение, то есть «Я» имею место). К 3-м годам постепенно уходит 3-е лицо в отношении себя («Маша поспала», «Петя поел»). Ему на смену приходят отчетливые «я хочу», «я не буду», «я сам».

Фантазия для примера. Представьте, что после некой поломки (катастрофы) ваше «Я» и тело не совмещаются, но можно сохранить одно из них. Вам предложили выбор: у вас будет либо чужое тело, либо чужое «Я». Что вы выберете? Вывод: «Я» — это не тело мое, а нечто внутри меня (в психологии это субъект или самость). Я могу поменять внешний облик, лишиться части тела, но не внутреннего «Я». Это есть нечто, что имеет мое имя.

Когда в сознание ребенка придет то, что он (его «Я») может чего-то хотеть или не хотеть, он начинает отстаивать свое «хотенье» путем экспериментирования.

Встречаются два варианта экспериментов.  А) «Я хочу» — мне нужен результат, и я его добиваюсь; я владелец желания — я владелец результата; добиваюсь любым способом, потому что только тогда я пойму, что «Я» это «Я». Б) Ребенок стремится понять, что мамино желание — это «не мое желание». Как понять? Есть верный способ: если мама говорит одно (ее хотелка), то ребенок говорит другое («я понимаю, что Я это не ты, когда не делаю того, чего ты хочешь).

Задачи ребенка

1. Экспериментальным путем определить свои психологические границы, получить свое «Я», свою самость и выйти из диады. Этот процесс в психологии называется сепарацией.

Сепарация — представление о себе как об отдельном существе, осознание себя отдельной личностью. Независимость должна соседствовать с ощущением, что у ребенка есть свои желания и потребности, а уж как их осуществить, в 3 года он, конечно, должен договариваться со взрослыми. Принципиально: у него НЕ должно появиться ощущения, что то, чего хотят другие, он хотеть обязан (он не обязан!).

Задачи родителей

1. Психологически взрослеть. На данном этапе это означает вооружиться знанием про семизвездие кризисных симптомов и научиться не принимать их на свой счет.

Симптомы (частые проявления) трехлетнего возраста:

  • негативизм;
  • упрямство (важно упрямиться);
  • строптивость;
  • своеволие (все сам);
  • протест, бунт (война со всеми или против третьего);
  • обесценивание (мама дура);
  • деспотизм (настаивает на своем, хочет переделать родителей).

Для родителей это крайне сложный период, вынуждающий их уходить в собственные глубинные переживания, и это их точка роста! Если они не научатся справляться с собственным внутренним ребенком, у реального ребенка сепарации не произойдет. Сохранится модель слияния: ребенок злится — мама обижается (боится, стыдится), ребенок говорит «мама дура» — мама в ответ «сам дурак».

Детям, чтобы расти психологически здоровыми людьми, нужны взрослые родители, иначе они не смогут накопить свой опыт и психологически отделиться для дальнейшего развития. Родительская взрослость характеризуется осознанием того факта, что когда-нибудь, когда весь их вклад дети взяли, детей надо отделить. По дороге жизни они обязаны идти сами, самостоятельно — дети без родителей, родители без детей.

2. Укреплять намеченные ранее границы «ребенок — родители» (Я — Другой).

Родителям важно не забывать, что механизм обесценивания — это важнейший инструмент на пути к самостоятельности. Нельзя отдалиться, не обесценив. Нельзя оценить, не отдалившись. На этом этапе родителям тем более важно говорить ребенку о своих и его чувствах (ТЫ злишься — Я расстраиваюсь).

Ребенок будет упорно проверять границы через взрослых, насколько и кем возможно управлять. Это тоже очень важный для него опыт, но он требует от родителей последовательности и поведенческой твердости. Взрослым необходимо строить отношения так, чтобы не превратиться в жертву детских манипуляций, а наоборот дать модель взрослой позиции — гибкой и твердой одновременно. Это трудная задача, но приоритетная в воспитательном процессе.

  1. Специфические задачи папы — социализация и формирование половой гендерной роли (все социальные функции мужчины).

Материальная роль отца определена обществом и природой. Но для ребенка папа не только сперматозоид, ему нужна другая часть папы. Отцовская роль, определенная только обществом, направлена исключительно на ребенка и имеет для него первостепенное значение.

  1. Специфическая задача мамы — дать ребенку пример того, что люди могут быть сами по себе.

Мама должна не только пасти ребенка, но и научить его быть без мамы так, чтобы ему в это время было комфортно. Если мама не может выйти на кухню и тем более пойти в магазин, потому что ребенок будет биться в истерике до ее возвращения, задача не решена!

  1. Подготовить ребенка к взаимодействию с внешней средой.

А) Ребенок, получивший в семье качественный первичный опыт взаимодействия, готов к выходу в открытый мир (детский сад — это как космос для трехлетнего ребенка). Теперь он готов общаться, влюбляться, принимать мир.

Б) Родителям важно знать, что в этом возрасте, наряду с механизмом обесценивания, на первый план выходит механизм сравнения. Это очень значимый механизм, который проходит через всю жизнь человека. Если родители им злоупотребляют, то в дальнейшем он может стать ведущим и сильно повлиять на характер ребенка и его судьбу. Ведущий механизм сравнения будет подкреплять тенденции развития личности по паранойяльному типу, патологическую зависть, неуверенность и т.д.

В) К трем годам у ребенка формируется поло-ролевая идентичность — важнейший фактор в становлении психики. Интерес «если я мальчик, то как устроены девочки?» — это нормально. Но важно спокойно и с умом сопровождать этот интерес, чтобы не вовлечь ребенка в травматические истории.

(Продолжение следует)