Вот так: кризисы преследуют нас с первого крика, а мы до самого почтенного возраста все никак не можем смириться с их неизбежностью. И зря.

Новорожденный — это тот, кто успешно прошел внутриутробный период, подготовил все системы к родам (гормоны, желудок, легкие) и родился. Однако он пришел в мир, не умея жить в этом мире, и теперь главным его делом является адаптация к новой среде. В конечном итоге, вся его деятельность направлена на то, чтобы уже к году почувствовать свою физическую отдельность.

Задачи новорожденного

  1. Приспособиться к новому способу жизни.

После рождения физиологическая жизнь ребенка меняется, и ему необходимо перестроить свои физиологические функции. Он начинает жить вне мамы, питаться через рот, переваривать пищу через желудочно-кишечный тракт и т.д.

  1. Подготовиться к комплексному включению в индивидуальную психическую жизнь.

В период от 0 до 2 месяцев младенец еще не включен в индивидуальную психическую жизнь и находится в аутистической фазе развития. Комплексное включение подразумевает начало бурной двигательной активности. Примерно к 2-2,5 месяцам малыш начинает нерефлекторно улыбаться, исследовать ручки-ножки, гулить, узнавать маму и т.д.

  1. Научить маму удовлетворять его потребности.

Ребенок с рождения снабжен целым рядом психических механизмов, позволяющих научить маму слушаться и удовлетворять его потребности, давать сигналы и получать обратную связь. [Ребенок начинает руководить матерью уже из утробы (хочет кислого — соленого), а к 5-ти месяцам от роду достигает особого мастерства: делает ее своими «ногами», «руками» и т.д. Главное, дать правильный сигнал, и мама пошла по курсу — за игрушкой, водичкой, кофточкой…]

Задачи мамы

  1. Научиться понимать потребности своего ребенка и его индивидуальные особенности.

Расцвет диады (по словам Фрейда, диада — это масса из двоих.) Младенец себя не вычленяет, не чувствует собственной отдельности. Ему еще долго будет нужна мама как его «большая часть», а маме необходимо научиться понимать его потребности и его особенности, чтобы быть «качественной большой частью».

  1. Обеспечить благоприятные условия для формирования базовой привязанности.

В этот период происходит со-настройка, необходимая для формирования базовой привязанности. Мама подстраивается под своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, а ребенок купается в ее любви и обеспеченной ею безопасности.

  1. Стать проводником в мир будущего «Я» ребенка и во внешнюю среду обитания.

Мама — это своего рода зеркало. Глядя в него, ребенок черпает информацию о степени своей хорошести, значимости и усваивает ее бессознательно, то есть совершенно бесцензурно. Позитивная, теплая обратная связь со стороны мамы — это фундамент адекватной самооценки ребенка и его уверенности в себе, поэтому так важно много разговаривать с малышом, «отзеркаливать» интонации, называть чувства, действия, части тела, откликаться на улыбки и гримасы, давать определения предметам и т.д.

(Продолжение следует)