Анонс цикла мини лекций на тему зрелого родительства

Сегодня слово «кризис» — знак времени. Экономический, политический, финансовый… Но наш разговор пойдет, конечно, в других пределах, душевных, то есть говорить мы будем про психологические кризисы развития.

В психологии под кризисом подразумевается состояние внутреннего надлома, когда прежние способы бытия утратили свою актуальность, а новые еще не найдены. Поиск нового опыта неизменно связан с чередой болезненных, но необходимых для становления личности испытаний. На выходе у каждого свой багаж, обусловленный и генетическим наследием, и спецификой среды воспитания.

Психологическая наука, отталкиваясь от эмпирических исследований, определила целый ряд важнейших кризисов развития и обозначила для них соответствующие задачи. Потрудиться над их решением желательно вовремя, а иначе сам себе задолжаешь. Списать долги невозможно — они так и волокутся тяжким грузом от года к году, тормозя процесс взросления.

Современным родителям, весьма просвещенным в сфере популярной психологии, про кризисы многое известно, но, как правило, в общих чертах. Идея нашего цикла — дополнить родительские представления более предметными знаниями о законах детской эволюции.

Почему это важно? Да потому, что их это тоже напрямую касается, так как кризис развития ребенка требует перестройки детско-родительских отношений. Не только ребенок должен стать «другим», но и родители в результате внутренней эмоциональной и когнитивной работы обязаны поменять свои паттерны взаимодействия с ребенком.

Просто ли это? Конечно, нет.

Любая перестройка предполагает ломку прошлых устоев, что априори травматично. Свойством травматичности обладает приобретение любого важного жизненного опыта, так что — увы — в процессе психологического развития также травматизация неизбежна. Нам свойственно упускать из виду, что если бы, начиная с раннего детства, человек не был бы регулярно травмирован новой средой, он бы даже ходить не научился. А вот вспоминать с сожалением о травмировавших нас обстоятельствах, как о том, чего следовало бы избежать, очень привычно (порой, даже по-мазахистски сладостно!).

У родителей в связи с этой дихотомией рождается немало тревог. Поводы для беспокойства у всех разные, но некое общее ядро обнаруживается всегда. Как правило, это традиционный перечень вопросов:

  • как распознать кризис развития?
  • что с этим делать?
  • каковы причины возникновения кризиса?
  • как помочь ребенку справиться с неизбежными изменениями?

А мне к этому списку обычно хочется добавить вопрос о том, как помочь родителям чувствовать себя счастливыми в своем родительстве, чтобы поделиться своим счастьем с детьми. Ответу на этот вопрос я решила посвятить цикл мини лекций на тему кризисов развития и назвать его «Кризисы развития глазами детей и родителей».

Итак, ближе к делу, точнее — к детству. Все внимание на детские задачи и родительские компетенции.

 (Продолжение следует)