Сегодня как-то больше принято говорить и писать о женской судьбе, о женском счастье, о женской энергетике и тому подобное. Женские журналы, женские тренинги, женские клубы, и все об одном: как очаровать, соблазнить, удержать… И спрос есть, и польза, наверно, тоже. Одно плохо: популярная информация направлена преимущественно на внешние факторы и совершенно игнорирует формирование знаний о психологии отношений в паре.
Гендерная дискриминация утвердилась от того, что мужчины все еще верны традиционной идее силы: мол, сам, без посредников справлюсь с душевными ранами. Женщине, чтобы выплакать свою беду, легче найти «уши», которые не сочтут это зазорным. Мужская же половина человечества держит марку до последнего – до инфаркта или депрессии (трудно ведь держать марку, когда с обеих сторон есть ожидания, но прямо о них никто не говорит).
Вступая в брак, официальный или гражданский, супруги не удосуживаются даже намекнуть о своих фантазиях относительно совместной жизни, не то чтобы серьезно обсудить личные представления. Получается, что обманываются они еще до брака, когда попадают под влияние стереотипов.
Стереотипы сильны, на то они и стереотипы! «Принцессы», «золушки», «бизнес-леди», «амазонки» – все это фантазийные образы, за которыми так любят скрываться реальные женщины. Выбрав однажды для себя одну из самых популярных масок, они предаются фантазиям и поиску. На первый взгляд, найти своего Принца – это и есть предел мечтаний представительниц прекрасного пола. Пусть он будет хорош, пригож, богат, щедр, нежен, чтобы на руках носил и одаривал. И ведь находятся такие, и замуж зовут. Но очень скоро женские притязания вдруг уходят в более приземленную область. Принц, оказывается, должен быть, умным и работящим, терпеливым и ответственным, верным и заботливым, надежным, без вредных привычек, а еще хорошим отцом в придачу. То есть он вообще должен быть не Принцем, а смекалистым, предприимчивым и удачливым Иваном-дураком!
Приставка «дурак» в русских сказках носит, конечно же, антонимический характер, ведь это один из любимых народных персонажей. Он и сердцем прост, и умом богат, и работать умеет. Вот материальные блага и плывут к нему в руки, и удача сопутствует: то жар-птица поможет, то Баба Яга. И что характерно, сказочные царевны принцев отвергают, а с Иванушкой даже из дворцовых покоев убегают. Но сегодня не те времена. «Принцессе» нужен заботливый муж-папа, лучше с надежным капиталом и сложившейся карьерой, чтобы не отвлекался на всякую ерунду. «Бизнес-леди» ищет лорда-олигарха, который будет ей во всем подконтрольным – она ведь умеет держать руку на пульсе. «Золушке» подавай рыцаря на белом коне, желательно «Мерседесе» и с жилплощадью. «Амазонке» же требуется мачо — брутальный, с куражом, но верный, и чтобы домой вовремя приходил.
Так, доверившись лишь мечтам и стереотипам, партнеры находят друг друга, женятся, и… Эйфория проходит. В обыденной повседневности новоявленный «принц», «мачо», «олигарх» или «рыцарь» постепенно начинает задыхаться под гнетом требований со стороны своей прекрасной дамы. Узы брака ему начинают казаться кандалами, а милая жена – тираном: «Когда придешь, почему не позвонил, денег нет, какие друзья, на кого смотришь?» Знакомые вопросы? Знакомые… Он-то надеялся на вечный влюбленный трепет с ее стороны, снисходительность и уступчивость, а теперь чувствует себя вероломно пойманным в ловушку обмана. Да и жена плачет от разочарований. Не оправдались ожидания, не «принц» попался в ее сладкие сети, не идеал.
Так два обиженных «психологических ребенка» горюют и злятся друг на друга. Количество взаимных претензий растет, отношения трещат по швам. Особенно печально, когда в незрелом браке, готовом вот-вот развалиться, уже появились дети. Ребенок очень часто становится средством супружеских манипуляций и даже шантажа. А если не ребенок, то деньги, секс, квартиры, автомобили и всякие другие рычаги управления.
Скандалы, холодное молчание и мокрые от слез подушки становятся характерными признаками браков, заключаемых между ролевыми «масками». На самом деле женщине нужен нормальный, реальный мужчина, а не «принц». Он, как и она, индивидуальность, а не инструмент для удовлетворения психологических дефицитов, которые все мы тащим за собой как наследие детства. Он также имеет право и на свои интересы, и на своих друзей, и на свои — уникальные — чувства.
Как бы цинично на чей-то взгляд это утверждение ни выглядело, но ни он, ни она не обязаны решать проблемы друг друга. Тем не менее, каждый может хотеть их решить. «Быть обязанным» и «хотеть» — это разные вещи.
В браке вообще первостепенным является желание как таковое: готовить, смотреть кино, заниматься сексом, прибирать дом, идти в магазин, ехать к маме… Желания не всегда будут совпадать, и это вполне нормально. К несовпадению желаний между друзьями, родителями, детьми, родственниками, коллегами мы относимся вполне лояльно, но почему-то свято верим в то, что у супругов они всегда должны быть едины, а иначе конец любви!
Пока каждый из партнеров не начнет воспринимать другого как цельную личность, взаимопонимания не достичь, поскольку супружеские отношения – это не маскарад и не ролевая игра по мотивам разных сказок, а процесс личностного развития.